brandjewelrygift.ru

Борис Рыбаков - Язычество Древней Руси

Поиск промежуточных звеньев следует начинать с палеолита. На фигурки нанесен тот же, имитирующий рисунок мамонтовой кости, ромбо-меандровый и зигзаговый орнамент. Выбор ромбического орнамента для ритуальной татуировки вполне естествен: На теле каждой такой фигуры проступала естественная структура дентина в её ромбо-зигзаговом виде. Даже на некоторых публикациях фотографий палеолитической скульптуры мы видим этот природный ромбический узор бивня, из которого изготовлена статуэтка [] см. Цветная вкладка между с. На правой щеке скульптурной головки ясно виден ромбический рисунок дентина около 0,3 мм , равный по ширине глазу, а по длине — носу этой статуэтки. О тех же вятичах говорит киево-печерский патерик, повествуя о монахе-миссионере Кукше, убитом язычниками в вятических лесах. О язычестве в Вятической и Радимической землях говорит еще одно наблюдение: Такова Успенская церковь Елецкого монастыря в Чернигове и полностью аналогичная ей церковь в Старой Рязани. Это означает, что во времена Юрия Долгорукого в этих местах еще продолжался процесс крещения в новую веру. Hе следует думать, что только вятичи или радимичи были такими косными в этом отношении. Нестор, упомянув о трупосожжениях y вятичей, добавил: Для обширной Новгородской земли с её смешанным славяно-финским населением мы располагаем и более поздними свидетельствами о сохранении язычества. Митрополит Макарий, сподвижник Ивана Грозного, писал в Водскую пятину: Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси.

  • На что можно ловить рыбу в мае в подмосковье на оке
  • Рыбалка на ахтубе август дикарем
  • Ловля леща в мае в реке с берега
  • Займище прогноз клева
  • Обычай насыпать курганы над урной с прахом или над захороненным покойником был древним, языческим, но он почти не противоречил христианским нормам и сохранялся по всей Руси до XII - XIII вв. Тысячи курганов, исследованные археологами, обогатили науку огромным количеством бытовых предметов: К величайшему сожалению, до нас почти не дошла вышивка на ткани, и мы лишены возможности сопоставить весьма архаичные сюжеты этнографической вышивки с подлинными материалами средневековья. Обильный этнографический материал позволяет построить такую схему женского восточнославянского наряда в целом: Макрокосм в микрокосме народного искусства.

    б рыбаков об орнаменте

    Идея неба; изображение солнца, мирового древа, устремляющегося в небо. Сами названия женских головных уборов являются "птичьими": Частые в археологическом материале головные венчики, окружающие голову, могут рассматриваться, как символ "кругозора" - горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землей?

    / Рыбаков Б.А. - Язычество древних славян

    Подвески к головному убору. В металлических изделиях этого типа часты изображения птиц, а в бисерных ряснах, как бы имитирующих дождевые струи, обязательны "пушки", изготовленные из лебяжьего или гусиного пуха. В археологическом материале, как увидим в дальнейшем, в качестве таких подвесок к ряснам служили так называемые колты с изображениями русалок, семарглов или грифонов, т. С головным убором связаны височные кольца, хорошо известные в археологическом материале.

    б рыбаков об орнаменте

    Кроме того, по этнографическим и археологическим данным известны декоративные сетки бисерные, серебряные , которые пришиваются к головному убору сзади и, опускаясь вниз на плечи, закрывают шею женщины сзади. Подобная сетка изображена на фреске XI в. В этнографическом плохо изученном материале известны наборы бус, "мониста" из старых монет; специальных украшений мало. Археологический материал очень обилен. Кроме шейных металлических гривен, разнообразных импортных бус обнаружено множество ожерельных подвесок разнообразного содержания. Есть солярные знаки, есть изображения луны, крестовидные подвески не связанные с христианством , подвески с изображениями зверей и птиц и подвески - "крины". Обилие символических украшений-оберегов около ворота одежды и на шее объясняется тем, что здесь - наименее защищенная часть тела. Голова покрыта кокошником или его обыденной заменой , корпус и ноги женщины закрыты одеждой, при изготовлении которой щедро применялась заклинательная символика, а шея во всех случаях оставалась открытой. Поэтому древние язычницы и их "пра-дщери" XIX в. Самой интересной для нас частью женских украшений являются специальные амулеты-обереги, включавшиеся в ожерелье или подвешивавшиеся особо в области сердца или в "калите" y пояса. Обереги были как в виде отдельных подвесок, так и целыми наборами. Их магическое и апотропеическое значение не вызывает сомнений. Украшение предплечий и бедер известно только по этнографическим данным. Вышивка на предплечьях рукавов нередко содержала архаичный символ возделанного поля, нивы: Помещение идеограммы нивы именно в этом месте рукава прекрасно объясняется самим содержанием знака: Такие же знаки нивы и идеограмму дома, сруба вышивали на шерстяных поневах вдоль бедер и ног, стремясь этим магическим узором придать большую силу корпусу и ногам. Язычество древних славян, с. Южновеликорусская понева, как и украинская плахта, является очень архаичной формой одежды и восходит к энеолиту или земледельческому неолиту. Браслеты широко представлены и в деревенских и в городских материалах. Браслеты расстегивались тогда, когда женщина, подобно Лягушке-Царевне, начинала ритуальный танец и широко распускала свои рукава. Гравировка на таких браслетах настолько интересна и важна для нашей темы, что им будет посвящена специальная глава о русалиях. Деревенские браслеты проще, многофигурных композиций на них нет, но зачастую там мы видим сложную плетенку, которая в графике обычно является изображением воды, а это тоже ведет нас к русалиям, молениям о воде. Кольца на руках, по всей вероятности, связаны со свадебной символикой и на этих, самых маленьких по размеру украшениях, как и на всей избе-хоромине, выступает идея макромира, долженствующего оберегать микромир одной девушки: Это уже знакомый нам прием показа движения солнца от восхода к полудню а от полудня, апогея который "чтут" язычники к закату.

    Орнаментика подола известна только по этнографическим данным. Здесь в вышивке господствует, естественно, идея земли: Изредка встречается идеограмма засеянного поля. Такова в самых общих чертах предварительная схема заклинательного содержания женского наряда и убора. Мы в настоящее время при знакомстве с народным костюмом обычно воспринимаем позднейшую эстетическую сущность дожившего до наших дней наряда, отмечая лишь локальные вариации его, создающие впечатление разнообразия и неповторимости. Однако в любом восточнославянском регионе как в средневековье археология , так и в XIX в. Следует помнить, что одежда и дополнительные обереги-украшения - все это должно было охранять человека за пределами его крепости-дома, во внешнем мире с присущим ему, рассредоточенным в нем злым началом. Рассмотрим более подробно те звенья этой схемы, которые представлены в деревенских средневековых материалах X - XIII вв. Деревенские головные уборы по курганным материалам известны нам очень плохо. Савин по мелким нашивным бляшкам установил, что дорогобужские крестьянки XI в. Лучше сохраняются головные металлические венчики-очелья, но они не были распространены повсеместно и, возможно, являлись только девичьим убором. Нижняя кромка древнего кокошника снабжалась y висков несколькими кольцами "заушницами" , получившими кабинетное наименование височных колец. Возможно, что к ним должно быть отнесено древнерусское слово "усерязь". Серьги, продеваемые в мочки ушей, не применялись в древней Руси. Hа них перешло древнее слово "усерязь", означавшее подвеску к кокошнику у висков. Расселение древнерусских племен по археологическим данным. Радзiмiчь Минск, ; Седов В. Типология и хронология лопастных височных колец. Древняя Русь и славяне. Семилучевые и семилопастные кольца прочно ассоциируются с летописными Радимичами и Вятичами; спиральные - с Северянами, браслето-образные - с Кривичами, ромбощитковые - со Словенами и т. Женские украшения как бы играли роль опознавательного знака того или иного племенного союза. Третьяков, исходя из поздней даты курганов с височными кольцами, относящихся к тому времени, когда старые союзы племен были уже сменены феодальными княжествами, пытался объяснить единство стиля головных уборов тем, что дополнения к ним - височные кольца - изготавливались в едином центре, в столице княжества. Третьякову убедительно возражал А.

    Рыбаков Б. Язычество древних славян

    Арциховский в статье "В защиту летописей и курганов". Тщательное изучение техники литья височных колец позволило выявить отливки, вышедшие из одной литейной формы, т. Hа всю землю Вятичей должно было приходиться разных мелких мастерских, где отливали семилопастные височные кольца вятического типа. Следовательно, изготовление височных колец в одном столичном центре отпадает. Вятические "усерязи" делались в селах многими десятками местных кузнецов "кузнь" - тонкое изделие , а сохранение общеплеменного единства в XII - XIII вв. У племени "русь" на р. Роси бытовали огромные серебряные кольца, один конец которых закручен в плотную спираль, позолоченную в середине. У каждого виска было по 3 - 4 таких кольца. Идея света, овеществленного в солнце и в динамике его небесного хода, наполнила искусство и удержалась несколько столетий. Самая большая электронная читалка рунета. Поиск книг и журналов. Предки Руси Поиски корней Три царства сколотов обряды, верования Глава 2. Происхождение обряда захоронения в урнах Восточные славяне Глава 3. Святилища, идолы и игрища Глава 4. Автоp начал заниматься пpоблемами славянского язычества и истоpии антицеpковных идей в сpедневековой Рyси в г. Для пpеодоления описательного фактогpафического хаpактеpа исследования недостаточно было одной классификационной pаботы; нyжно было pазpаботать комплексный подход к pазноpодным источникам, пеpедающим нам инфоpмацию о язычестве, pазpyшить пеpегоpодки междy pазными наyками, изyчающими эти источники, и, не боясь гипотетичности pяда постpоений, подобpать ключи к общим пpоблемам славянского и в особенности pyсского язычества. Пеpвым таким ключом является, без сомнения, yчение В. Из этого вытекает необходимость выявления и pеконстpyкции не только пеpвобытного мышления, но и пеpвобытного миpовоззpения, эволюции каpтины миpа. Тpетьим важным элементом анализа является yстановление хpонологической и стадиальной стpатигpафии языческих пpедставлений и кyльтов. Прежде всего следует обратить внимание на то, что четырехчастная композиция из "кринов" для удобства можно употребить этот ошибочный, но привычный термин встречается и на самых поздних домонгольских вещах с христианскими изображениями иконки, кресты-энколпионы , что свидетельствует о том, что она бытовала не как простой узор, а имела в глазах русских людей совершенно определенное магическое значение, которое было лишь усилено христианской магической символикой. Четырехчастная, "координатная" композиция встречается на разных, хорошо видимых частях богатого убора княгинь и боярынь: Основная схема композиции продолжает тy разработку, которая представлена застежками и накладками на турий рог из черниговских курганов эпохи Святослава.

    От центра композиции круга: Они, как правило, обведены белой линией, которая внизу сливается с контуром "крина", образуя с ним единую сплошную кривую. В целом "крин" и его обводка образуют сердцеобразную фигуру с ростком внутри. Это - идеограмма, хорошо выработанная, устойчивая. По сторонам знака огня на одной створке находятся изображения древа жизни и четырех ростков, а на другой - солярный знак и ромбо-точечная композиция. В промежутках между медальонами в овалах изображены колосья. Прикладное искусство и скульптура, с. Есть все основания предполагать, что необычный браслет связан со свадебной обрядностью может быть, свадебный подарок невесте? Композиционно древо жизни связано здесь с солнцем, а ромб с четырьмя точками как и на эмалевой дробнице - с четырьмя ростками. Общеизвестна связь культа Бориса "Хлебника" с аграрным культом: Не было ли это символическим изображением поля с семенами? Для проверки истинной глубины памяти нам необходимо двинуться еще далее, в века, значительно отдаленные от Киевской Руси. В античное время мы встречаем ромбо-точечную композицию на греческих сосудах разных эпох, начиная от геометрического стиля.

    Борис Рыбаков «Язычество древних славян»

    Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе VII в. Paris , , p. История античной расписной керамики. В эллинистическое время ромбо-точечная композиция встречена на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов В последнем случае крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса. Встречаем мы этот сюжет и у скифов Причерноморья. На городище Золотая Балка на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга, что в целом дает типичную ромбо-точечную схему Новая серия, Белград, , т. Периодизация славянского язычества Глава вторая. Глубина памяти Глава третья. Золотой век энеолита древние земледельцы Часть вторая. Древнейшие славяне Глава пятая. Праславяне Протославяне Глава шестая. Истоки славянской мифологии Глава седьмая. Рождение богинь и богов Глава восьмая. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Добавление комментария Оставляя комментарии, вы подтверждаете, что согласны с Правилами сайта , Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности сайта. Народный быт в верховьях Десны и верховьях Оки. Hry a pisne deti slovanskych. Praha, ; Hank Vilem.

    б рыбаков об орнаменте

    Variace a desymetrisace, , fig. Кроме вышивок и тканей, ромбо-точечная композиция встречена в этнографическом материале на прялках. Прялки, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. Ромбо-точечный знак на прялке символизировал землю, пашню, расположенную между полдневным и "ночным", подземным солнцем 25 см. Макрокосм в микрокосме народного искусства. Этнография дает нам путеводную нить и понуждает отправиться на поиски более ранних изображений ромбов или квадратов с четырьмя точками. При этом нам необходимо не только найти аналогии в древности, но и проверить предположение о ритуальном, магическом характере. Углубляясь в века, мы встретим интересующую нас композицию в средневековой церковной живописи на тех убрусах, которые изображались на стенах храмов ниже сюжетной фресковой росписи, непосредственно над полом. Иногда эта композиция встречается на изображениях скатертей тайная вечеря, трапеза Авраама. Часто ромбо-точечиые композиции рисовались вперемежку с разными растительными символами. Ритуальный характер узора в данном случае обусловлен местом его применения. Значительный пласт археологических находок с ромбо-точечной композицией относится к домонгольской Руси. Здесь мы найдем и ткани из курганных погребений близ Чернигова и Смоленска со сплошным узором из ромбов с точками, и различные ювелирные изделия Прикладное искусство и скульптура. Сочетание квадратно-точечного знака с идеограммами первых ростков должно войти в общую сумму тех признаков, которые помогут нам расшифровать содержание загадочной композиции. Не менее интересны два одинаковых серебряных двустворчатых массивных браслета XII в. Богатая и многообразная орнаментация браслетов подчинена идее семьи и благоденствия. Центральный медальон на каждой створке украшен знаком огня -- триквестром; концы створок оформлены в виде голов львов и львиц таким образом, что в замкнутом положении соприкасаются друг с другом лев и львица. В этом можно видеть выражение мужского и женского начала, а в огне-триквестре - символ домашнего очага. По сторонам знака огня на одной створке находятся изображения древа жизни и четырех ростков, а на другой - солярный знак и ромбо-точечная композиция. В промежутках между медальонами в овалах изображены колосья. Прикладное искусство и скульптура, с. Есть все основания предполагать, что необычный браслет связан со свадебной обрядностью может быть, свадебный подарок невесте? Композиционно древо жизни связано здесь с солнцем, а ромб с четырьмя точками как и на эмалевой дробнице -- с четырьмя ростками. Аграрная магия сплетается здесь со свадебной. Общеизвестна связь культа Бориса "Хлебника" с аграрным культом: Не было ли это символическим изображением поля с семенами?

    Для проверки истинной глубины памяти нам необходимо двинуться еще далее, в века, значительно отдаленные от Киевской Руси. В античное время мы встречаем ромбо-точечную композицию на греческих сосудах разных эпох, начиная от геометрического стиля. Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе VII в. История античной расписной керамики. В эллинистическое время ромбо-точечная композиция встречена на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов В последнем случае крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса. Встречаем мы этот сюжет и у скифов Причерноморья. На городище Золотая Балка на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга, что в целом дает типичную ромбо-точечную схему Новая серия, Белград, , т. III -- IV, с. Поселение датируется II в.

    б рыбаков об орнаменте

    Найдем мы эту схему и в бронзовом веке, например на сосудах вучедольской культуры в Словении. Нови Сад, , с. Ромбы с точками здесь нередко соседствуют с идеограммами небесной воды и дождя. Даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем, можно значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем бытовании нашего знака. Семантика его не выходит за рамки магии плодородия:

    173
    25.01.2017
    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 0
    • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ!


    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.