brandjewelrygift.ru

“Мир ловил меня, но не поймал”. Григорий Сковорода.

Что касается видимой натуры, то ей также не одно имя, например: Вопрос о боге, который составляет первооснову всего сущего - "высшую всех причин причину", внутреннюю причину развития всего мира, является одним из основных вопросов в философской системе Сковороды. Своим представлением о боге он поставил себя в оппозицию по отношению к церкви, придерживающейся библейской легенды о сотворении мира богом в течение шести дней. В отличие от церковного, его бог - вечное начало - неуловим и невидим, так как он, "присутствуя во всем, не является ни частью, ни целым, не имеет меры, временной и пространственной характеристики". Такое понимание бога, отождествляемого с природой, получило в философии название пантеизма. Сам термин "пантеизм" был впервые введен английским философом Джоном Толандом - , хотя представления о тождестве бога и природы были заложены еще нидерландским философом Бенедиктом Спинозой - Представления Сковороды нельзя отнести ни к чистому идеализму, ни к чистому материализму. У него Бог и материя сосуществуют наряду, хотя невидимая натура всегда первична - то есть у Сковороды цель развития материи задана богом априори. Поскольку любое развитие мира понимается Сковородой как осуществление цели, то развитием управляют внутренние законы, которые определяют возможные границы саморазвития. Эти границы саморазвития заданы богом и от людей не зависят. Творчество же возможно только в рамках отведенных богом - природными законами - границами. Разберем теперь, что же скрывается под существованием "трех миров", каждый из которых также обладает двумя натурами - видимой и невидимой.

Статті про м.Турка та наш бойківський край

Первым и главным миром у Сковороды является вся Вселенная - макрокосмос. Макрокосмос включает в себя все рожденное в этом великом мире, составленном из параллельных бесчисленных миров. В этом мире нет ни начала, ни конца - он вечен и безграничен. Целью познания этого мира является не описание отдельных предметов, а вскрытие их невидимых натур - постижение их внутреннего смысла, ибо через внутреннюю сущность отдельных вещей можно постичь "тайные пружины развития всей Вселенной". При этом Сковорода считает, что внутренняя невидимая сущность вещей всегда связана с видимой через внешнюю форму, определяемую мерой, ритмом, симметрией, пропорцией. Вторым из "трех миров" является малый мир - микрокосм - мир человека. В этом трактате от имени одного из действующих лиц - "Друга" - задается вопрос с последующим на него ответом: Что бы оно ни было: Вся разная плоть, вся неизмеримая бесчисленность и видимость стекается в человеке и пожирается в человеке Все, что там только именуется, даже до последней черты, до крошечной точки - все нуждою обязано во исполнение прийти в самом человеке". Итак, согласно представлениям Сковороды, все, что совершается в мире - макрокосме, находит свое завершение в человеке - микрокосме. Из позиций учения Сковороды возможности познания мира человеком ничем не ограничены. Стремление человека к познанию отождествляется со стремлением человека к богу без посредников, ибо богом является сама природа, а человек - ее творение, познавая бога - познает самого себя. В этом смысле Сковорода отрицает агностицизм - учение о непознаваемости мира. Очень тонким моментом в теории познания Сковороды является тот факт, что он не связывает умножение человеком своих познаний с ростом материальных потребностей, удовлетворение которых понимается как достижение человеческого счастья. Что же касается счастья, то, как будет показано ниже, оно связано не с удовлетворением все возрастающих материальных потребностей, а с радостью "сродного труда". Существующий же мир Сковорода характеризовал в одном трактате как: Возможность преодоления человеком моральных пороков Сковорода связывает не с внешними обстоятельствами, а с внутренними качествами человека. Вообще науку о человеке Сковорода считает высшей из всех наук. Человеческое счастье он рассматривает только через призму внутренней натуры человека.

Из философии Сковороды следует, что внутренняя натура, в конечном итоге, выражается через взаимодействие с определенным видом труда. Тема "сродного труда" - эта одна из важнейших тем, развиваемых Сковородой. Эта тема перешла из его басен в философию и достигла такой высоты, что приобрела значение общего принципа, определяющего не только человеческое счастье, но даже смысл человеческого бытия.

світ ловив мене та не впіймав

Третьим - из существующих "трех миров" - является символический мир, отождествляемый Сковородой с Библией. Библии также приписывается существование двух натур - внешней знак и внутренней - смысл. Сковорода считает, что представленные в Библии легенды - это фантазия, обман, подлог, небылицы, ложь, с одной стороны, но в них заложен таинственный смысл, полезное и поучительное знание - с другой. Сковорода и сам написал несколько притч с вымышленными образами, но с глубоким внутренним смыслом. Поэтому и Библию он рассматривал как инструмент постижения скрытой тайны. Постижение внутренней натуры Сковорода связывает с познанием красоты. Он считает, что внешняя форма - это случайное, привносимое в природу явление, а внутренняя натура - это истинный источник красоты. Применяя философию двух натур и трех миров к человеку, Сковорода делает вывод, что человек совершает прекрасные поступки и счастлив только тогда, когда он согласует свое поведение и образ жизни со своими природными склонностями. Поэтому его философские убеждения дают повод нам думать, что Григорий Сковорода и прожил свою жизнь как счастливый человек, который не зависел от стандартов и условностей, навязанные то ли Библией, то ли правилами общества. Ни один мир ни мир космоса, ни мир человека, ни мир Библии , не поймал его в свои сети. Перейти к загрузке файла. Главная Культурология Ведение в культурологию. Значение эпитафии на надгробье Г. Сковорода Формально философская система Сковороды укладывается в одну строку. Тем не менее, это не помешало ему стать поистине легендарной фигурой в народе. А официальная наука считает его первым философом России.

світ ловив мене та не впіймав

Когда же в середине XVII века Украина вошла в состав России, то она принесла с собой не только католические, но и протестантские представления, почерпнутые из общения киевских церковных кругов с немецкими протестантскими центрами. Например, один из самых заметных церковных деятелей XVIII века, Тихон Задонский , был лично знаком с Арндтом и находился под влиянием немецкого пиэтизма [3]. Самыми выдающимися учебными заведениями того времени на Украине были духовные коллегиумы в Киеве и Харькове, но большинство народонаселения оставалось в полном невежестве [2]. На этом-то фоне и заблистала звезда такого талантливого человека, как Григорий Сковорода. Он был глубоко верующим человеком, и в то же время обладал необычайной внутренней свободой, отважно обличал тогдашние местные злоупотребления. В смелых, иногда дерзновенных, полетах мысли он становился в оппозицию к традиционным церковным учениям, но в своем пламенном устремлении к истине не боялся ничего. Во внутреннем равновесии веры и разума сам он не отделял одно от другого Сковорода опирался на "аллегорический" метод истолкования Священного Писания. Здесь он был очень смел, доходил часто до полного отвержения буквального смысла Писания, во имя того истолкования, которое представлялось ему верным. С ранних лет он отличался охотой к учению и "твердостью духа". Через два года он вернулся в Киев, где и окончил Академию в возрасте 28 лет. Отказавшись от духовного звания, Сковорода отправился, в качестве церковного певца, с неким генералом Вишневским, ехавшим с дипломатическим поручением в Венгрию. Везде, где было возможно, он внимательно присматривался к местной жизни, посещал лекции в университетах. По словам его биографа [2] , он вполне владел латинским и немецким языками, знал хорошо греческий и еврейский языки.

  • Как приклеить держатель леера на пвх лодке
  • Рыбалка на конурке
  • Рыбалка закидными сетями
  • Трим для лодочного мотора хонда 50
  • Был прекрасно знаком с произведениями древних авторов и отцов Церкви. В то время в Германии были активны мистики и квиетисты. Побывав там, Сковорода навсегда сохранил предпочтение к ней перед всеми прочими странами, исключая родины своей. После возвращения на родину Сковороду наперебой приглашают в разные места на службу в качестве преподавателя. Однако, присущий ему дух свободы и творчества вскоре делают его неугодным начальству, и он вынужден переходить с места на место. Странствующий философ В м году Сковорода навсегда покидает службу. С этого времени начинается период "странничества", - уже до конца жизни Сковорода не имеет постоянного пристанища. В этих странствиях Сковорода путешествует с мешком на плечах в мешке всегда была Библия на еврейском языке , по существу, как нищий; с ним всегда неизменная флейта и посох; иногда он подолгу гостит у многочисленных друзей и поклонников, иногда покидает друзей неожиданно. На базарах и в убогих домах он поет свои песни и рассказывает басни, дарит друзьям трактаты и диалоги. Его аскетизм принимает суровые формы, но тем явственнее в нем духовная бодрость. Очень много времени Сковорода посвящает молитве. Биограф [2] отмечает, что у Сковороды можно найти сходство с деятельностью питомца другой мистической школы - Новикова. Но Новиков работал в типографиях, в журналах, в избранных кружках Москвы. У него было состояние, много сильных и самостоятельных друзей. Сковорода же был голыш и бедняк, но действовал в том же смысле, но в поле, на сходках, в деревнях, у куреней отдельных пасек, в домах помещиков, полных предрассудков всякого рода, на городских площадях и в бедных избах поселян. Путь его как бы направляла некая невидимая рука. Так, когда в году Сковорода гостил у друзей в Киеве, то вдруг стал проситься отпустить его уехать из Киева. Ибо, побывав на Подоле, он почувствовал вдруг сильный запах трупов. Он покинул город на следующий же день, а через две недели в Киеве разразилась чума, и город был закрыт. В годы странствий расцвело философское творчество Сковороды, - именно в этот период написаны все его диалоги.

    світ ловив мене та не впіймав

    Он был настоящим философом, причем, приступившим к изложению своей системы впервые после 40 лет. Система эта, в общем, оставалась неизмененной до конца его жизни.

    Григорий Сковорода: «Мир ловил меня, но не поймал»

    Даже при беглом ознакомлении с сочинениями Сковороды чувствуется его бесспорная оригинальность, - не в том смысле, что он не испытал никаких влияний, а в том, что он всегда самостоятельно продумывал свои идеи если даже они западали в его душу со стороны [3]. Сковорода становится философом, потому что этого требуют его религиозные переживания, - он движется от своего осознания Христа к пониманию человека и мира. Сковорода часто переживал духовный подъем, своего рода экстаз. Сам Сковорода так пишет об одном таком мистическом переживании своему юному другу Коваленскому: Первое ощущение, которое я осязал сердцем моим, была некая развязность, свобода, бодрость Я почувствовал внутри себя чрезвычайное движение, которое преисполнило меня силы непонятной. Некое сладчайшее мгновенное излияние наполнило мою душу, от чего все внутри меня загорелось огнем. Весь мир исчез предо мною, одно чувство любви, спокойствия, вечности оживляло меня. Слезы полились из очей моих и разлили некую умилительную гармонию во весь мой состав Таким образом, он всегда основывался на собственном знании из первых рук. Он не боится оторваться в своих поисках от Бога, он уверен, что "истина Господня, а не бесовская", т. В свете мистических переживаний Сковорода все более убеждается, что "весь мир спит", и сон его - мучителен. В его песнях встречаем много суждений о сокровенной жизни мира, которую можно почувствовать лишь религиозно, - Сковорода глубоко чувствует тайную печаль, тайные слезы в мире. Смех мне являешь, Внутрь же душой тайно рыдаешь". Так, на почве религиозного ощущения, возникает в Сковороде отчуждение от мира, - жизнь мира предстает пред ним в двойном виде. Реальность бытия - разная на поверхности и в глубине, - и отсюда Сковорода приходит к тому, что есть познание, скользящее по поверхности бытия, а есть познание "в Боге". Это высшее познание, узрение "следов Божиих" дается через озарение духа, но оно доступно всем, кто способен оторваться от плена чувственности. Когда ты новым оком узрел Бога, тогда все в Нем увидишь, как в зеркале, - все то, что всегда было в Нем, но чего ты не видел никогда". Путь к такому углубленному созерцанию бытия должен быть найден прежде всего в отношении к самому себе. Самопознание, открывающее в нас два "слоя" бытия, т. Самопознание есть поэтому начало мудрости: Частое отожествление "истинного" человека открывающегося в нас при духовном ведении и Христа сопряжено у Сковороды и с такой, например, мыслью: Только такую свободу, по мысли Сковороды, может обрести человек, который должен осуществить идею Бога, постигая божью волю как свою, в чем и находит внутреннего человека. Идея свободы от мира - это идея свободы от тлени, от смерти, это идея воскресения и всеобщего преображения.

    Етичне вчення Григорія Сковороди та його значення для сучасності

    Самодостаточность человека, то есть обретение им себя, своего внутреннего человека, есть исполнение мысли Бога о нем. Учение о добре и зле Если сначала Сковорода выдвигал мысль, что "для того нам внушается тьма, чтобы открылся свет", то это учение о таинственной сопряженности добра со злом под конец переходит в учение о том, что острая непримиримость зла с добром есть факт, касающийся лишь сферы опытного существования, - иначе говоря, что различие зла и добра за пределами мира опыта стирается. Эта неожиданная формула, так напоминающая изречения древнего гностицизма, развивается у Сковороды в целую теорию. Но если мы "вознесем" его, "тогда явится спасительная сила его". Преодоление зла дается, таким образом, через преодоление его диалектической стороны: Не только в том смысл этого учения, что зло открывается нам как путь к добру, - но в некоем тождестве их. Иначе говоря, - двойственность в мире эмпирическом не простирается дальше эмпирии, но чтобы в зле открылась "спасительная сила", для этого нужно выйти из-под власти диалектики, т. Это есть путь преображения как и называется последняя глава в этом диалоге: Таким образом, зло есть несомненная реальность в пределах мира, и не зло является призрачным, но сам мир призрачен в своей нынешней данности. Сковороде не нужен, мучителен мир, если он не преображен, - душа ищет этого преображения, которое даже в его предчувствии сообщает силу нашему духу. Ты есть тайна моя, а вся плоть есть тень и покрывало Твое. Сковорода не объявляет эмпирический мир призраком, - но все же чувственное бытие для него есть лишь "тень", ослабленная, несамостоятельная реальность. Учение о трех мирах Сковорода строит оригинальное учение о трех мирах [4]: Первый есть всеобщий и обитательный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый - микрокосм, сиречь мирок или человек. Второй мир символический, сиречь Библия Видимая природа не ограничена ни во времени, ни в пространстве. Увидишь, что один твой телесный болван владеет сотнею видов, от единого его зависящих Они не исповедуют естества божиего. Отнимают силу и честь, бытие и славу у невещественного благого духа, а вместо него воздают мертвым и грубым стихиям. Бога, видно, убить нельзя.

    207
    14.04.2017
    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ: 0
    • пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ!


    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ.